В период самоизоляции сотрудники Лаборатории новых материалов для солнечной энергетики приняли активное участие в переводе обучения на факультете наук о материалах в дистанционный формат. О том, как это было, и о новых возможностях, которые появились в дистанционном формате, рассказал в интервью газете Московский Университет заведующий лабораторией А.Б. Тарасов
Алексей Борисович, насколько простым оказался переход на дистанционное обучение для преподавателей и студентов факультета наук о материалах?
Наш факультет перешёл на дистанционный режим работы за 3 дня. После выхода 16 марта приказа ректора МГУ декан ФНМ академик Константин Александрович Солнцев поставил перед администрацией факультета задачу безотлагательно заняться переходом на онлайн-обучение. Было понятно, что эта ситуация продлится не один месяц, а организация учебного процесса в дистанционном формате требует основательного и в то же время творческого подхода. Новости в СМИ шли очень тревожные, и помимо мер социальной и психологической поддержки преподавателей и студентов для факультета главнейшим приоритетом было максимально сохранить высокое качество обучения. Мы чётко понимали необходимость транслировать спокойствие и уверенность в том, что бушующий вокруг шторм не станет катастрофой для учебного процесса.
Уже 19 марта первая лекция по курсу «Физика твёрдого тела и полупроводников» прошла в формате онлайн-трансляции, и с этого дня занятия продолжились по обычному расписанию.
Хочется поблагодарить наших студентов за их вовлечённость в поиски оптимальной формы онлайн-обучения: они с пониманием относились к техническим трудностям, вместе с преподавателями искали наиболее эффективные форматы занятий, тестировали технологические платформы. Старосты курсов, администрация и преподаватели совместно адаптировали онлайн-расписание, оперативно решали вопросы переноса занятий, проведения дополнительных консультаций. Все чувствовали сплочённость факультета перед лицом перемен.
А чисто технически как этот процесс выглядел?
На первой неделе дистанта, ещё до введения режима самоизоляции, мы создали для каждой учебной группы аккаунты в Zoom, закупили веб-камеры и оснастили аудитории техническими средствами, позволяющими проводить видеотрансляции. Таким образом, учебный процесс изменился лишь незначительно: преподаватели по расписанию приходили в аудитории, запускали на ноутбуках презентации, а лист бумаги и ручка успешно заменили доску и мел. Студенты «присутствовали» на занятиях, находясь дома или в общежитии и используя для связи любое устройство – телефон, планшет, компьютер, – с которого могли задавать вопросы.
Огромным плюсом дистанта стала возможность пересматривать видеозаписи занятий. И студенты, и преподавателям отмечали, что это существенно повысило усвояемость материала и облегчило подготовку к экзаменам.
К началу режима самоизоляции преподаватели факультета уже были готовы продолжать дистанционную работу из дома. Система была развёрнута, оставалось только оперативно решать возникающие технические вопросы.
Расскажите, пожалуйста, про ваш знаменитый онлайн-лекторий, в котором самые известные учёные планеты читают лекции по материаловедению. Как возникла эта идея?
Думаю, март 2020 года войдёт в историю как пример цифровой научно-технической революции. Практически молниеносно произошли два очень важных события. Во-первых, стали общеизвестны новые инструменты онлайн-коммуникации – такие платформы, как Zoom, Big Blue Button. Ещё пять лет назад таких эффективных инструментов просто не было! Групповая видеоконференция с использованием обычного интернета ассоциировалась только с проблемами и болью, скорость интернета не позволяла передавать видеоизображение в высоком качестве. А два месяца назад мир с удивлением осознал, что это работает, причём работает очень удобно, с массой функций, о которых никто раньше даже не мечтал.
Вторым переломным моментом стал условный день, когда и апологеты, и противники дистанта обнаружили, что регулярно участвуют в разного рода онлайн-совещаниях, лекциях, собраниях. Все вдруг поняли, что это не только не сложно, но уже привычно и даже удобно: можно проводить лекцию прямо из дома, сидя в любимом кресле с кружкой чая, и не тратить время на дорогу.
В этот момент я подумал, что, научившись делать в онлайн-формате лекции, которые раньше читались обычным образом, надо закрепить успех и сделать что-то такое, чего раньше не было. Если нашим студентам из дома читают лекции профессора МГУ, то что мешает прочитать для них лекцию профессору Лондонского университета или научного института в Японии?! Появилось ощущение, что в этот момент для большинства учёных во всём мире потенциальный барьер согласия на дистанционную лекцию стал практически нулевым. Так и оказалось.
На этой неделе мы проводим последние четыре лекции первого сезона онлайн-лектория. Всего за два месяца их прошло ровно двадцать: перед студентами МГУ выступили ведущие учёные лучших университетов России, США, Германии, Франции, Японии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Израиля, Испании.
Как вам это удалось? Каким образом вы заполучили в лекторий экспертов с мировым именем?
Изначально с идеей прочитать открытую лекция на факультете наук о материалах МГУ мы обратились к своим научным коллабораторам и друзьям. Практически все ответили согласием. Ведущие специалисты в своих областях, профессора самых престижных университетов писали: «О, ФНМ предложил прикольную идею! Почему нет, давай устроим!» Рассказывали о наших лекциях в Фейсбуке, Твиттере. Многие наши выпускники уже сами стали профессорами и директорами зарубежных научных центров, они тоже с готовностью откликнулись на наше приглашение.
Но уж совсем неожиданным стало то, что после первых лекций мы начали получать предложения об участии от учёных, с которыми ранее не общались. Это были коллеги наших лекторов, профессора, у которых работают и учатся выпускники факультета. Почти четверть наших лекторов выступила перед студентами МГУ по собственной инициативе!
Кстати, лекции лекциями, но у нашего проекта есть и чисто практический результат – совместное исследование, которое договорились провести лектор и слушатель.
Регистрация на лекции была открытой, и хотя изначально мы ориентировались на студентов МГУ, статистика показывает, что на лекциях присутствовали люди из более чем 80 городов и 15 стран мира!
Только половина слушателей подключалась из Москвы. Записи лекций мы публикуем на YouTube-канале факультета.
Я говорю «первый сезон», так как уже понятно, что эксперимент оказался чрезвычайно удачным и будет продолжаться вне зависимости от эпидемиологической обстановки. Больше не надо ждать визита в Москву именитого профессора, чтобы дать студентам возможность посетить его лекцию. Теперь это можно организовать прямо из дома.
Заключительную лекцию первого сезона прочёл Михаэль Гретцель (Michael Grätzel) – учёный нобелевского уровня, профессор Федеральной политехнической школы в Лозанне, работающий в области фотохимии и материаловедения, один из 10 самых цитируемых химиков мира (H-index = 264, количество цитирований превышает 360 000), лауреат премии «Технология тысячелетия», премий Бальцана, Гутенберга, Харви, Эйнштейна, «Глобальная энергия» (РФ), Rusnanoprize (РФ) и других международных наград. Профессор Гретцель известен как изобретатель сенсибилизированных красителями солнечных ячеек (так называемых ячеек Гретцеля), а также как безусловный лидер в области перовскитной фотовольтаики.
А ещё профессор Гретцель – большой друг МГУ и факультета наук о материалах. Несколько лет назад мы реализовали совместный российско-швейцарский научный проект, профессор Гретцель неоднократно читал лекции в МГУ, наши студенты регулярно ездят к нему на стажировки, по результатам которых мы публикуем совместные научные статьи. Неслучайно именно его выступление стало финальным аккордом первого сезона лекций о современном материаловедении.
Какие элементы дистанта, кроме онлайн-лектория, думаете сохранить после того, как жизнь вернётся в привычное русло?
Я считаю, что полученные в этот непростой период наработки просто обязаны стать частью нашей обычной жизни. В университете во главу угла традиционно ставятся качество образования и забота о студентах. Все элементы дистанта, которые позволяют повысить качество подготовки студентов, дать им новые возможности, облегчить доступ к знаниям, улучшить усвоение материала, должны развиваться и распространяться, становясь элементами «новой нормальности».
Многие мои коллеги этой весной приложили огромные усилия, чтобы подготовить новые презентации, написать методички, создать видеокурсы, – всё это будет служить Московскому университету долгие годы. Разумеется, полного перехода университетского образования в онлайн никогда не случится, но нового в образовательном процессе существенно прибавится, и это очень хорошо.
В следующем году мы будем отмечать тридцатилетие факультета наук о материалах. На торжественные мероприятия в Москве соберутся выпускники, разлетевшиеся в буквальном смысле по всему миру. Новый сезон онлайн-лектория, который стартует в сентябре, мы планируем посвятить научным исследованиям и историям успеха выпускников факультета, таким образом укрепляя существующие и создавая новые связи МГУ с ведущими научными центрами мира.